Психология и практика. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. Н.А.Аминов, М.В.Молоканов

Психология и практика. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. Н.А.Аминов, М.В.Молоканов

Текст записи: 

Настоящая статья посвящена результатам эксперим

Настоящая статья посвящена результатам экспериментального изучения некоторых предпосылок психологических способностей абитуриентов и студентов специализированных факультетов по переподготовке учителей1. В связи с необходимостью отбора на факультеты такого рода проблема психодиагностики специальных способностей приобрела особую актуальность и практическую значимость. Создание психологической службы в нашей стране и отсутствие опыта целевой интенсивной подготовки специалистов для этой службы породило противоречие между необходимостью быстрой подготовки практических психологов и качеством этой подготовки. На фоне современного состояния учебно-воспитательного процесса в высшей психологической школе (при отсутствии профессиограммы психолога, старых технологиях обучения и т. п.) это противоречие кажется порой неразрешимым [3], [7], [9].

Как показал анализ публикаций по данной проблеме, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе вопросы отбора, обучения и адаптации выпускников факультетов по специальности прикладная психология отдельно не рассматривались и потому являются новыми для исследования.

И тем не менее логика развития прикладной (практической) психологии с момента ее возникновения не только привела к дифференциации работающих психологов на два подкласса — психологов-исследователей и психологов-практиков,— но и фактически узаконила разные методы подготовки специалистов такого рода — традиционно-академические и нетрадиционно-диалогические методы обучения [2], [6], [4].

Еще в 20-е гг. в Харькове была предпринята попытка изучить индивидуально-психологические предпосылки успешности деятельности психолога-экспериментатора: 1) вербальные способности понимать речь (владеть ею) и 2) психоспективные, т. е. способности к наблюдению (самонаблюдению и длительному сосредоточению внимания).

По мнению профессора К. А. Рамуля, спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности (сюда включаются память, творческое мышление, фантазия, наблюдательность), отдельные черты личности, такие, как энтузиазм, прилежание, способность к критике и самокритике, дисциплинированности, беспристрастие и умение ладить с людьми, которое особенно важно для педагога и руководителя научного коллектива,— являются

75

 

характерными для деятельности любого ученого (теоретика, экспериментатора, эксперта, психодиагноста и т. п.) [16].

Поскольку предложенный украинскими психологами набор качеств психолога-экспериментатора входит в перечень характеристик ученых, то, по мнению К. А. Рамуля, нет оснований предполагать наличие специальных способностей психологов.

При более корректном способе доказательств существования индивидуально-психологических предпосылок успешности деятельности психолога, принятом в дифференциальной психологии, достаточно обнаружить существование различий между группами профессионалов-ученых и объяснить природу этих различий.

Анализ работ американских ученых, проведенных А. Рое по данной проблеме, показали существование таких различий. Объектами изучения были выдающиеся американские ученые: 20 биологов, 22 физика (12 теоретиков, 10 экспериментаторов), 14 психологов и 8 антропологов. Данные собирались с помощью специально созданных тестов высокого уровня для вербальных, числовых и пространственных способностей, Роршаха, ТАТ, подробных интервью. Последние касались данных, относящихся к истории жизни, а также мнения самого опрашиваемого о факторах его раннего развития и выбора специальности. Анализ ответов на проективные тесты (Роршах и ТАТ) говорит о ряде особенностей, дифференцирующих разные группы ученых. Физики, например, показали большую интеллектуальную и эмоциональную энергию, часто не вполне хорошо контролируемую. Социально они были плохо приспособлены. Их ответы показали независимость от личных связей вообще. Психологи, напротив, обнаружили тенденцию к зависимости от родителей, связанную с чувством вины и несчастья. Обнаружена также большая чувствительность, некоторая агрессивность, сопротивление авторитетам и большой интерес к человеку (цит. по [18]).

В рамках факторного подхода к исследованию латентных форм организации черт личности использование тест-опросников типа 16 РР для анализа различий между представителями различных профессиональных групп также подтвердило не только существование различий в определенных стратегиях поведения профессионалов-психологов и представителей других   профессиональных групп, но и внутри данной группы.

Приведем для иллюстрации профессиональные портреты, полученные коллективом Р. Кеттелла для психологов-практиков и психологов-диагностов. Портреты приводятся в форме так называемых уравнений эффективности: весовые коэффициенты перед сокращенными техническими обозначениями факторов 16 РР указывают на вклад фактора в прогноз эффективности, соответствующей профессиональной деятельности:

психолог-практик==0,72    А+0,29В+0,29 Н+0,29 N;

психолог-исследователь==0,31    А+0,78 В+0,47 N.

Сходство данных профессиональных подгрупп в определенных стратегиях поведения задается конфигурацией трех факторов: готовности к контактам (А), умений поддерживать контакты (N), общей интеллектуальностью (В). Различия — наличием или отсутствием в профиле портрета дополнительного фактора ненасыщаемости контактами с другими людьми (Н) (цит. по [13]).

Неслучайно при экспертных опросах психологов многие из них выделяют способность практически решать задачи на общение (талант общения как специальную способность именно психологов [4]).

По мнению Н. В. Бачмановой и Н. А. Стафуриной, в структуре этой способности можно вычленить теоретически пять главных ее составляющих:

1) умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т. п.);

2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция);

3) умение к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);

4) умение анализировать свое поведение (рефлексия);

 

76

 

5) умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

Однако отсутствие общепринятых критериев оценки результативности психологов сводит на нет даже наиболее перспективные разработки и проекты исследований специальных способностей к психологической деятельности [4].

И тем не менее на основе достаточно случайных данных, полученных рядом исследователей, можно предполагать существование генерального фактора специальных способностей, предрасполагающих к психологической деятельности: распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития «объекта» (индивида, малой группы и т. п.) в процессе общения с ним. В зависимости от характера взаимообусловливающих влияний психолога на человека и человека на психолога в процессе общения можно выделить две основные ведущие деятельности: а) деятельность психолога-исследователя (эксперта по распознанию отклонений при минимизации влияния на человека) и б) деятельность психолога-практика (эксперта по коррекции отклонений в функционировании человека при максимизации влияния на поведение «объекта»). В этом случае прогноз эффективности работы психолога может быть расчитан на основе скорости распознавания изменений в поведении человека (уровня развития социального интеллекта) и на основе оценки силы влияния психолога на поведение человека (социальной фасилятивности или поддерживающего стиля отношения психолога к клиенту) [2], [12], [15], [24].

Следствием этого допущения является предположение о существовании связи выделенных гипотетических компонентов специальных способностей с некоторыми  социально-перцептивными умениями (пониманием, эмпатией, рефлексией и т. п.) и показателями внешней валидности.

Данное исследование и является конкретной формой экспериментальной проверки этого допущения.

 

МЕТОДИКИ

 

Для обследования абитуриентов и студентов специализированного факультета были использованы две батареи тестов: 1) для определения выражения гипотетических компонентов специальных способностей (социального интеллекта и социальной фасилятивности) и 2) для оценки некоторых профессионально значимых для работы психологов качеств и прогноза эффективности. Обследование проводилось в два этапа: а) перед поступлением на факультет практической психологии и б) после второй сессии перед получением диплома об окончании факультета.

На первом этапе абитуриенты подвергались обследованию с помощью тестов для определения профессиональной пригодности в сфере «социального сервиса»: сформированности профессиональных намерений, способностей и т. п.

Из всех использованных тесты для определения уровня развития социального интеллекта и социальной фасилятивности считаются наиболее полезными для прогноза успешности деятельности в сфере социального обслуживания и управления.

Для определения уровня развития социального интеллекта (понимания поведения других людей) применялась модифицированная версия теста Салливена-Гилфорда [24]. Тест включает четыре субтеста: 1) субтест «ситуации для заключений», 2) субтест «группы выражений»; 3) субтест «понимания устных высказываний», 4) субтест «ситуаций, которые надо дополнить».

Субтест «ситуаций для заключения» состоит из 29 рисунков, на которых показаны различные реакции людей на конкретную ситуацию. После определения намерений и чувств персонажей необходимо выбрать один из трех рисунков, на котором изображено то, что должно произойти. Субтест «группы выражений» состоит всего из 30 пар изображений (в одно предъявление включается три изображения, расположенных слева, и четыре—справа). Три левых изображения однотипны, так как они отображают одно и то же эмоциональное состояние. Один из правых рисунков

 

77

 

совместим с ними, поскольку отображает тот же тип состояния, что и левые рисунки. После определения (декодирования) состояния по группе левых рисунков необходимо выбрать изображение из правой группы, которое соответствует трем изображениям слева. Субтест понимания устных высказываний состоит из 24 пар «высказываний — речевых ситуаций» (слева фраза, справа указаны три группы из двух людей, между которыми эта фраза могла прозвучать). После определения контекста диалога необходимо выбрать одну из трех групп речевых ситуаций, для которой сказанная фраза принимает иной смысл или будет сказана с другим подтекстом. Субтест ситуаций, которые нужно дополнить, состоит из 28 пар серий картинок. В первой серии всегда отсутствует один рисунок. Отсутствующий рисунок находится среди четырех рисунков второй серии картинок. После анализа первой серии необходимо выбрать правильный рисунок из второй серии, чтобы «комикс» приобрел смысл и стали понятными чувства и мысли персонажей. Подсчиталось число правильных ответов по каждому из субтестов и по тесту в целом.

Для определения социальной фасилятивности (силы воздействия на «объект») применялась оригинальная версия ситуативного теста «собеседование» [2]. Каждый абитуриент должен был изложить перед группой экспертов-психологов свою версию поступления на спецфакультет. Группе экспертов (профессиональных психологов и методистов) предлагалось оценить степень социальной фасилятивности кандидата (его умения снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам). Фасилятивный эффект оценивался с помощью биполярных, графических, шкал: общительности (готовности к контакту); смелости (умению поддерживать контакт); тактичности (умению чувствовать контекст ситуации); интеллектуальности (умению логически обосновывать свои выборы). Оценка производилась сразу после «прослушивания». За количественную меру эффекта фасилятивности принималась усредненная оценка экспертов по четырем независимым факторам фасилятивности.

На втором этапе обследованию подвергались только те из кандидатов, кто успешно прошел собеседование.

Тесты 16 РF Кеттелла и ПСС (предрасположенности к развитию синдрома эмоционального сгорания) считаются наиболее надежными для оценки сформированности профессионально значимых качеств в практической работе психолога и прогноза успешности его деятельности.

Для определения сформированности профессионально значимых качеств и прогноза успешности деятельности психолога использовалась модифицированная версия 16 РF. На основе вычисления оценок выраженности в профиле кандидата 16-ти базисных (первичных) факторов рассчитывался коэффициент прогноза успешности деятельности психолога-практика и психолога-исследователя по уравнениям регрессии:

психолог-практик=0,72     А+0,29 В+0,29 Н+0,29 N;

психолог-исследователь==0,31     А+0,78 В+0,29 N.

Для оценки риска развития синдрома «сгорания» (бессилие или уход от решения проблем клиента) в процессе профессионального общения использовалась шкала ПСС (предрасположенности к развитию синдрома сгорания), созданная на базе ММРI. Шкала включает 99 утверждений, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. За эмпирическую меру склонности к развитию синдрома «сгорания» принимается число совпадений ответов обследуемого с ключом шкалы. Чем ниже суммарный индекс (число правильных совпадений), тем более выражена склонность к развитию синдрома «эмоционального сгорания» в процессе профессионального общения с клиентами. Склонность к развитию данного синдрома (пресыщения общением) — непроходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, недовольства собой и окружающими — является достаточным основанием для заключения о профессиональной непригодности кандидата к

 

78

 

психологической деятельности, т. е. об отсутствии у него специальных способностей.

Дополнительно использовались две невербальные шкалы измерения альтруизма и консерватизма для оценки выраженности наиболее важных мотивационных составляющих профессиональной направленности представителей «социальных профессий».

Шкала альтруизма представлена восьмью фотографиями: четырьмя фотографиями взрослых особей (человека, собаки, кролика, чайки) и четырьмя фотографиями их детенышей (ребенка, щенка, крольчонка, птенца). За числовую меру выраженности мотивации альтруизма принимается индекс, полученный по формуле:

где— сумма произведений абсолютных баллов (по 10-балльной шкале оценок) на ранговые оценки (по 8-балльной ранговой шкале оценок) стимулов второго класса:— сумма произведений абсолютных баллов на их ранговые оценки стимулов первого класса.

Чем больше величина ИК, тем более выражена альтруистическая мотивация (помощь детям, попечительство детей).

Шкала консерватизма состоит из 12-ти стимульных конфигураций: шести гармонических уравновешенных (не содержащих противоречий или диссонансов) и 6-ти дисгармоничных структур (содержащих противоречие или диссонанс). За числовую меру выраженности консерватизма принимается индекс, полученный по формуле:

где— сумма произведений абсолютных баллов (по 10-балльной шкале) на ранговые оценки (по 12-балльной ранговой системе оценок) конфигураций,  не  содержащих диссонанса;— сумма произведений абсолютных баллов на ранговые оценки конфигураций, содержащих диссонансы.

Чем больше величина ИК, тем более выражена тенденция к консерватизму (следованию нормам, правилам, догматическим заключениям и т. п.).

Из-за необходимости иметь достаточно надежный способ оценки развития у кандидата умения влиять на других людей был также использован игровой тест «доклад о перспективах развития психологической службы в школе» в процессе тренинга. Кандидатам предлагалось написать доклад на заданную тему и выступить с ним перед аудиторией «директоров школ». За количественную меру эффекта фасцинации (очарования)  принималась усредненная оценка впечатления от доклада «директорами школы». Для оценки использовались специальные шкалы, позволяющие учитывать вклад в эффект фасцинации конструктивности предлагаемых проектов, артистичности выступления и т. п.

В эсперименте принимало участие 120 абитуриентов специализированного факультета МГПУ им. В. И. Ленина при активном содействии в поддержке в проведении эксперимента декана этого факультета Е. С. Романовой и руководителя курсов по подготовке школьных психологов в г. Нальчике М. 3. Кабардова.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Для оценки влияния двух гипотетических компонентов специальных способностей на выраженность некоторых мер прогноза успешности психологической деятельности использовались: 1) дисперсионная двухфакторная схема анализа и 2) параметрический анализ различий по критерию Стьюдента.

Влияние гипотетических компонентов специальных способностей на выраженность базисных (первичных) черт личности в профилях кандидатов оказалось статистически значимым только на факторы В (F=5, р<0,05) и Н (F=7,1, р<0,01). Согласно полученным результатам увеличение индекса уровня развития социального интеллекта (способности к распознаванию отклонений в функционировании «объекта») влечет за собой повышение оценок по фактору В (вербальный интеллект). Совместное

 

79

 

увеличение индекса уровня развития социального интеллекта и социальной фасилятивности (способности корректировать отклонения поведения «объекта») приводит к значимому преобладанию в личностном профиле кандидата фактора Н (невосприимчивости к угрозе в процессе общения, решительности и т. п.).

Фактор В (интеллектуальность) является общим членом уравнений регрессий для прогноза успешности работы как психологов-практиков, так и психологов-исследователей. Фактор Н (смелость) является дифференцирующим фактором в профилях психологов-практиков и психологов-исследователей. Различный вклад главных компонентов специальных способностей в вариативность фактора интеллектуальности и смелости может отражать латентную структуру организации компонентов специальных способностей, предрасполагающих к работе или исследователя, или практика.

Параметрический анализ различий по критерию «t» дал дополнительную информацию о специфике влияния двух главных компонентов специальных способностей (см. табл. 1).

Как видно из табл. 1, различия в уровне социального интеллекта статистически значимо предопределяли различия по индексу «прогноза успешности в работе психологов-исследователей». Чем выше уровень развития социального интеллекта, тем вероятней ориентация на исследования поведения человека или групп людей (выраженное способность к распознаванию отклонений в функционировании человека).

Различия в выраженности социальной фасилятивности статистически значимо различали крайние группы студентов, предрасположенных или не предрасположенных к практической работе. Кроме того эти различия предопределяли разницу между средними показателями по склонности к развитию синдрома сгорания и фасцинации. Иначе говоря, будущие психологи-практики обнаружили более высокую степень защищенности к развитию синдрома сгорания (t=2,56, р<0,05) и большую склонность к конструктивной репрезентации (t=2,20, р<0,05) в процессе межличностных и деловых форм коммуникации.

Поскольку статус психологов до сих пор недостаточно определен и фактически психолог выполняет и практическую и исследовательскую работу, то, по-видимому, особый интерес представляют смешанные профили специалистов, работающих в сфере психологической службы в школе.

В табл. 2 и 3 приведены сводные результаты дисперсионного и параметрического анализа влияния производных факторов (склонности к исследовательской или практической работе) на выраженность базисных качеств личности кандидата.